Подписаться на рассылку
Подпишитесь на еженедельную рассылку и будьте в курсе последних событий
Автономная некоммерческая организация
«Архангельский независимый центр аналитики и прогнозирования
«Эксперт»
Аналитическая записка
АНО «Эксперт», по запросу Архангельского регионального общественного движения поддержки гражданских инициатив «Мы здесь живем!», проведён правовой анализ возможности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области налогообложения на основании решений представительных органов местного самоуправления в Архангельской области.

Поддержка должна оказываться индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, являющимися работодателями, при условии сохранения ими рабочих мест на своих предприятиях в соответствующих муниципальных образованиях Архангельской области во втором – четвёртом квартале 2020 года.

Анализ правовой базы действующего налогового законодательства показал, что представительные органы местного самоуправления муниципальных образований в Архангельской области могут регулировать налоговые отношения в сфере малого и среднего предпринимательства при налогообложении местными налогами и при применении налогоплательщиками специальных налоговых режимов.

В соответствии со статьёй 67.НК РФ решениями представительных органов муниципальных образований субъектам малого и среднего предпринимательства в целях сохранения рабочих мест могут быть предоставлены налоговые кредиты, в части отнесения сроков уплаты местных налогов, до пяти лет.

1. Местные налоги.

К местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Земельный налог.

Представительные органы местного самоуправления устанавливают и вводят в действие, прекращают действие, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, определяют налоговые ставки, в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, определяют порядок и сроки уплаты налога, устанавливают налоговые льготы и налоговые вычеты для определённых категорий налогоплательщиков.

Муниципальным нормативным правовым актом представительный орган местного самоуправления может на основании п.4. статьи 5. Части первой Налогового кодекса РФ установить налоговые льготы по земельному налогу для субъектов малого и среднего предпринимательства, сохранивших в период карантина и самоизоляции рабочие места на своих предприятиях, и выплачивавших зарплату работникам во время выходных дней, если определит категорию таких налогоплательщиков, сроки действия льготы, а также, укажет в своём акте время начала действия льготы, даже если это будет период до издания нормативно-правового акта. (льгота задним числом).

Налог на имущество физических лиц.

Представительные органы местного самоуправления устанавливают и вводят в действие, прекращают действие, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, определяют налоговые ставки и особенности определения налоговой базы, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, устанавливают налоговые льготы, в том числе не предусмотренные Налоговым кодексом РФ, основания и порядок их применения.

Юридические лица этот налог не платят. Для исследуемой темы этот налог затрагивает только индивидуальных предпринимателей, имеющих в собственности имущество, имеющее кадастровую стоимость и учитываемое в специальном реестре недвижимого имущества. Индивидуальные предприниматели, как правило, использует специальные режимы налогообложения и не платят налог на имущество физических лиц, если это имущество не включено в реестры, устанавливающие кадастровую стоимость недвижимого имущества.



2. Федеральные налоги.

Представительные органы местного самоуправления вправе вносить изменения в некоторые федеральные налоги, в том числе в системе единого налога на вменённый доход (ЕНВД), который в основном используют субъекты малого и среднего предпринимательства, прекратившие работу в период карантина и самоизоляции.

Система единого налог на добавленную стоимость входит в группу специальных налоговых режимов, предусмотренных Разделом VIII Части второй Налогового кодекса РФ, и зачисляется в местные бюджеты.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и применяетсяв отношении видов предпринимательской деятельности, перечисленных в статье 346.26 НК РФ.

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя устанавливаются:

- виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного Статьёй 346.26 НК РФ;

- значения коэффициента К2, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика, рассчитанный, в соответствии с методикой и по показателям, установленным в статье 346.29 НК.РФ.

Вменённый налог рассчитывается по формуле: ВД = БД*ФП*КД1/КД

где ВД - сумма вмененного дохода за месяц;

БД - базовая доходность, скорректированная на коэффициенты К1 и К2;

ФП - величина физического показателя;

КД - количество календарных дней в месяце;

КД1 - фактическое количество дней осуществления предпринимательской деятельности в месяце в качестве налогоплательщика единого налога.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

Нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог (п.2 ст. 346.31 НК РФ).

Приказами ФНС РФ и отдельными правовыми нормами установлены несколько видов классификации категорий налогоплательщиков, в том числе, с выделением групп по порядку налогообложения. В рассматриваемом случае категории налогоплательщика можно определить, как юридические лица и индивидуальные предприниматели, плательщики единого налога на вменённый доход, производившие выплаты работникам, в входные дни, дополнительно установленные в 2020 году федеральным законодательством, не уменьшившие численности работающих в данном налоговом периоде в сравнении с предыдущим налоговым периодом.

Работодатели – субъекты малого и среднего бизнеса, работающие в системе единого налога на вменённый доход ежеквартально сдают в налоговую инспекцию расчёт по страховым взносам (форма РСВ, где есть строка –численность работающих, которым начислены страховые взносы в Пенсионный фонд) и форму 6НДФЛ по которым легко отслеживается изменение численности работников предприятия о квартала к кварталу.

Кроме того, работодатель, работающий в системе налога на вменённый доход в 2020 году ежемесячно сдаёт в Пенсионный фонд отчётную форму СЗВ-М, где указывается численность работников предприятия и, в случае изменения кадрового состава работающих, ежемесячную форму отчёта СЗВ-ТД.

По этим отчётным формам, декларации с расчётом страховых взносов, направляемых в ИФНС, ежемесячной отчётности в ПФ РФ, можно регулировать предоставление поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, предоставляемой в виде снижения ставки налога на вменённый доход.

Федеральное налоговое законодательство прекращает действие главы 26.3. Налогового кодекса РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности» с 01.01.2021 года.



3. Приведённый анализ местных налогов, системы единого налога на вменённый доход позволяет сделать следующие выводы:

3.1. Изменение ставок налогов и предоставление налоговых льгот по местным налогам возможно, в соответствии с действующим налоговым законодательством только на следующий налоговый период, на 2021 год. Если такое решение принимается представительным органом местного самоуправления, то оно может иметь обратную силу в части снижения ставки налога и в части предоставления налоговой льготы для определённых категорий налогоплательщиков, но это положение должно быть тщательно продумано и прописано в решении.

АНО «Эксперт» может разработать проекты таких решений, по заказу Движения.

3.2. В части поддержки малого и среднего предпринимательства, сохранившего рабочие места в период карантина и самоизоляции и в последующие периоды полезнее было бы применение долгосрочного налогового кредита по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, в соответствии с пунктом 7. Статьи 67 НК РФ, в соответствии с которой представительный орган местного самоуправления может принять решение по инвестиционному налоговому кредиту в части местных налогов по основаниям сохранения рабочих на предприятиях всех категорий, работающих в муниципальном образовании и с условиями рассрочки выплат до 5 лет и символической ставкой процента на сумму кредита.

АНО «Эксперт» может разработать проекты таких решений, по заказу Движения.

3.3. Наиболее реальным способом поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в период марта-декабря 2020 года в муниципальных образованиях могли бы стать решения представительных органов о льготной ставке (снижении ставки) единого налога на вменённый доход для определенной категории налогоплательщиков на IIIиIV кварталы 2020 года (на два налоговых периода) с распространением этой льготы на II квартал (задним числом).

Категорией налогоплательщиков можно определить индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, субъектов малого и среднего предпринимательства (с числом работающих не более 100 человек), перешедших на уплату единого налога на вменённый доход, сохранивших численность работающих на уровне первого квартала 2020 года.

Кроме того, сами работодатели могут сократить налоговые выплаты путём уменьшения суммы выплачиваемого единого налога на вменённый доход, уменьшая размер показателя КД1 (фактическое количество дней осуществления предпринимательской деятельности в месяце в качестве налогоплательщика единого налога) на период карантина, установленного федеральными и региональными нормативными правовыми актами.

Уменьшение поступления доходов в соответствующие муниципальные бюджеты от предоставления такой льготы компенсируется не менее, чем на 30 – 50%% сохранением поступлений от НДФЛ, которые могли быть утрачены при сокращении численности работающих и выплат им. В среднем, по Архангельской области, в доходные части бюджетов муниципальных образований поступает от 500 до 1200 рублей налога на вменённый доход на одного жителя данного муниципального образования. Уменьшение ставки налога на 50% сократит поступление единого налога за 9 месяцев 2020 года до 300 – 700 рублей на жителя.

В соответствии с заказом Движения АНО «Эксперт» разработало «рамочный» проект решения представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Архангельской области.

В Архангельской области и Ненецком Автономном округе 29 действующих решений о введении на территории МО единого налога на вменённый доход и установлении коэффициентов К1 и К2. Все документы разные по стилю, формату и оформлению. Как правило, решение о ЕНВД состоит из трёх-пяти кратких пунктов и приложений к решению, где устанавливается коэффициент К2 для разных территорий в данном МО и разных видов деятельности.

Только в муниципальных образованиях НАО устанавливаются разные ставки ЕНВД, но не для категории налогоплательщиков, а для определённых видов деятельности, что так же допускается статьёй 346.31 НК РФ.

Вместе с тем, наиболее правильным, с точки зрения культуры оформления правовых документов, было бы приводить в тексте решения установление ставки налога, определение категории плательщика и иные положения, определяющие особенности введения и действия налога. Поэтому, как «рамочный» вариант проекта решения, подготовлена вставка в любой из действующих текстов решений МО в Архангельской области о ЕНВД.

Поскольку решение о налоге надо принимать и публиковать не менее, чем за месяц до наступления нового налогового периода, а налоговый период по ЕНВД – квартал, то представительные органы местного самоуправления в Архангельской области должны сделать это не позднее конца мая 2020 года.

Проект прилагается.



С уважением,

Директор АНО «Эксперт» Иванов В.А.

06.04.2020.
Made on
Tilda